МБДОУ «Верх-Амонашенский детский сад»
|
Презентация Меликян И.А.Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образованияКрасноярский край Канский район Тема: «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты» Название работы: Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования Меликян Ирина Арамаисовна Воспитатель детского сада с.Верх-Амонаш Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который приходит на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов. Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием. В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Главное предназначение ФГОС ДО и ФГОС НОО - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы взаимосвязанных требований: к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ. Прежде всего, следует обратить внимание на анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО. Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего образования: 1. единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к: • условиям реализации стандарта • структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы • образовательным результатам 2. единый психолого-педагогический методологический подход: • ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности» • опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка • понятие об универсальных учебных действиях • ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей 3. принцип организации инклюзивного образования: • минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов • разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ • опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов) 4. направленность основных образовательных программ ДО и НОО: • формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей • процесс успешной социализации ребёнка • развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования • сохранение и укрепление здоровья детей Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования. Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке) Освоение Программы в ДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются: - установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; - выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; - создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; - всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; - оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; - формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей. Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы. Это: - Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования. - Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием. - Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов. - Отсутствие в программах сносок, ссылок на регион. Очень важно, чтобы преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены в ФГОС дошкольного и начального общего образования. Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям: • методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.) ; • работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий) ; • работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе) . Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада. Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса. Формы осуществления преемственности: 1. Работа с детьми: • экскурсии в школу; • посещение школьного музея, библиотеки; • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; • выставки рисунков и поделок; • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ; • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; • участие в театрализованной деятельности; • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) . 2. Взаимодействие педагогов: • совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ; • семинары, мастер- классы; • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; • проведение диагностики по определению готовности детей к школе; • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; • педагогические и психологические наблюдения. Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями: 3. Сотрудничество с родителями: • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; • родительские конференции, вечера вопросов и ответов; • консультации с педагогами ДОУ и школы; • встречи родителей с будущими учителями; • дни открытых дверей; • творческие мастерские; • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; • семейные вечера, тематические досуги; • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ; • заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар) . Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды: • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников; • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; • комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. 12 февраля 2016 в 10:23
Прикреплённые файлы:Документ: Презентация Меликян И.А.Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования Описание файла:Файл называется: prezentacija-melikjan-i-a_8ps95.ppt Это официальный файл организации «МБДОУ «Верх-Амонашенский детский сад»», в нём содержится Презентация Меликян И.А.Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования. Размер файла: 0,74 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.